суббота, 7 января 2017 г.

Тропами Кушели (лето 2015)

Когда на улице зимние крымские дожди и слякоть, хочется вспомнить один июньский день из 2015 года))))

Есть такое место между Судаком и Алуштой, отдаленное от трассы на север, с. Зеленогорье (Арпат). Расположено в долине окруженной горными кручами, что создает эффект остановившегося времени, маленькое село затерявшееся между скал во времени...
Вид на Зеленогорья с скалы Куроча
Конечно, Зеленогорье не такое уж отставшее от жизни село, тут есть все что нужно для жизни и магазин, и связь тут ловит нормально) Даже автобус раз или два ходит в день, а может и в неделю)) Местные жители тут с начала 90-х приноровились к заработку с отдыхающих, благо эти прекрасные места очень привлекают экскурсантов и туристов, основными достопримечательностями тут являются урочище Панагия, с оборудованным маршрутом вдоль водного потока Пананья -Узень (Святая Река) протяженостью около 3 км, венцом которого является Арпатский водопад.
Тот самы Арпатский водопад с высоты птичьего полета
Водопад этот конечно не Ниагара, но для этих мест подходящий, не все 12 месяцев в году тут есть вода, летом он пересыхает практически, поэтому посещать лучше всего весною после обильных дождей. Вторая достопримечательность Зеленогорья это ставок с тарзанкой, данный водный объект рукотворного происхождения был создан в 70-х годах XX века, наполняется он из другого ущелья - Кушель, что означает "Птичья", в котором также есть небольшой водопадик, не чета первому, но очень шумный при наличии воды...По берегам этого озера сидят рыбками и отдыхающие, очень много кострищ и следов пикников, но в принципе не особо грязно, ибо местные жители следят за этими местами и систематически убирают мусор, оставшийся после "любителей природы".Издавна эти места привлекали людей, существует гипотеза что именно тут был христиансикй монастырь давший название этой долине Панагия, что с греческого означает "всесвятая", что говорит о давней христианской традиции этих мест...
Много событий проходило тут в разное время...
Старинное фото Зеленогрья (Арпат) примерно 1920-х годов
Так вот рассматривая эти места на  гугле меня очень заинтересовала форма скал ограждающих Арпатскую долину представляющая собой подкову. На снимке хорошо были видны тропы и дороги, по которым можно было бы гипотетически совершить переход по верховьям Кушели...
Урочище Кушель на Гугле
После этого два раза пытались подняться, но каждый раз резкий подъем вдоль скалы Чок Сары Кая лишал нас уверенности в своих силах... И вот сделав так сказать два тренировочных подъема, третий раз решили не отступать и вот, что из этого получилось...

....Встали пораньше и все таки решили сделать третью попытку «штурмануть» Зеленогорские скалы. По приезду в село нас встретили веселое блеяние козликов – их старшие товарищи уже проворно пересекли подножие дамбы, а два маленьких козленка бродили в кустах и истошно мекали зовя видимо своих родителей) Они так громко и наперебой орали и это было очень похоже на детские крики, что нас очень веселило это было так весело и беззаботно как нам казалось. Машин было очень мало…Оставив свой транспорт и надев рюкзаки мы начали подъем  на дамбу водоема. Воды в водоеме было полным полно, шума водопада не было слышно…   Встретили парочку заблудших туристов, ищущих дорогу к водопадной балке, объяснили им дорогу, но им видимо было не в кайф туда тащиться и они отправились своей дорогой))
Северная часть урочища Кушель
Идем дальше, сегодня заметно душно, начав подъем понимаю что придется не сладко, слева от нас нависал скальный выступ Муэдзин Кая, что в переводе означает «скала муэдзина». Склон очень крутой, очень сложно идти даже просто из-за того что еще не разогрелись, организм не привык к нагрузке.  Выходим на первую полянку, и находим грибы - шампиньоны, вот удача). Очень крупные и мясистые.
Поднимаемся дальше вдоль скалы, идти тяжело и душно, через пару десятков метров останавливаемся в спасительном редком теньке, растительность тут неравномерная, рощицы где прячутся козы перемежаются с каменными отложениями и одиноко стоящими низкорослыми деревьями и кустами.
Поднимаемся по козьей тропе, делая остановки и отдыхая, снял себя  футболку, пот льется градом, лямки и спинка рюкзака промокли от пота… Ноги гудят, «мотор» готов выпрыгнуть из груди, солнце шпарит во всю. Выползаем на первый гребень скал, стоит запах трав, присели,  осматриваем окрестности прикидываю сколько же нам еще идти.
Отсюда видна крымская степь
Склон уже не такой крутой и покрыт травами, летают бабочки, шныряют ящерицы стоит радостная песня жизни… И  снова нам встречаются крепкие мясистые шампиньоны, их белые шляпки дают нам понять что мы в их владениях, налюбовавшись этими сильными грибами кладем их аккуратно к себе в пакет, предвкушая вечернее кушанье) НАХОДЯСЬ ТАМ удивляешься как в этой местности среди камней могут расти грибы, но дожди сделали свое дело…
Буйство красок
У голой окаймленной скалами вершины Чок Сары Кая нам открывается еще более чудесный вид, на Арпатскую долину у подножия с южной стороны видны два ставка, посадки сосны и хребты уходящие к морю, вдалеке все на горизонте сливается с небом. Решили что сегодня кроме нас тут никого нет и тут же сразу сверху на нас уставились пара заинтересованных  козьих глаз, нас встречали старые знакомые горные козы с. Зеленогорья) Делаем еще рывок к гребню Чок Сары Кая обходим их слева и выходи на горный луг благоухающих трав, с северной стороны склона под скалами притаилось все стадо, которое увидев нас поспешило ретироваться и быстренько устремилось вниз по склону, махая нам на прощанье хвостиками. Фотографируем насекомых и снимаем виды, идти уже легче переводим дух… идем дальше… Выбираемся еще на один бугор – вершину, бодреньким шагом маршируем вперед, усталость отступила,  легкий ветерок обдувает нас- это не тот ураганный ветер который испортил все наши планы во время второй попытки восхождения…

Скалы Свидание и Куроча нависают над селом. Хорошо виден водоем, от которого мы поднимались...
Присели на пригорке, пытаемся определиться куда нам идти, пожалел о том, что не взял карту, черно-белая распечатка с google как то не очень подходила для указания маршрута) но мы не стали унывать, так как вниз уходила хорошо различимая дорога. Решили попить чайку) Подкрепились . Чувствую что то кусает за шею и обнаружил клеща, решил одеться не хватало еще подцепить клеща - одеваюсь ) Спускаемся вниз, фотографируем «насекомусов», дождливое лето дало большую сочную траву по пояс, колея примята, недавно кто то ездил тут…
лесная тропка петляет средь зелени леса
Выходим на дорогу, идем к стене леса, входим туда, лес встречает нас тенью и свежестью. Дорога влажная после дождей, стоит влажный запах леса… Слева склон уходит вниз к Зеленогорью долина речки Кушель Узень, справа уходит подъем на верх это гора Построфиль, стоит гул насекомых. Деревья тут большие, много больных и гнилого старого  валежника. Вдоль дороги много старых пеньков, и недавно спиленного валежа, на дороге лежат опилки, в лесу тихо идем по дороге стараемся следить слева, чтобы видно было небо, как ориентир, т.к. идем по этим местам впервые и карты нет))) Дорога грязная, встречаются пару раздавленных дорогой родничков, начинается подъем , грузнем в грязи и листве, буксуют ботинки, выходим на пересечение еще с одной дорогой слышим шум воды, ура) вдоль дороги прорыт старый арык и по нему течет вода, поток хороший шумливый такой , радует слух… да и как то необычно столько воды видеть в нашем лесу, умываемся освежаемся идем по дороге очень свежо топаем, чтобы соориентироваться отходим влево к склону, шумит листва под ногами , хрустят ветки, гнилые старые грабы встречаются на пути, определяемся справа от нас основная гряда хребта Сори, возвращаемся на дорогу перепрыгиваем арык, идем дальше и выходим на подъем из леса, все места такие очень похожи между собой – лесная дорога как в Междуречье или Карагаче) Выходи на еще одну полянку заросшей высокой травой и дикой грушей, которую пересекает проселочная дорога. Слева от нас уже подножие хр. Сори виднеются его скалы и что то ярко красное маячит на склоне, присматриваюсь в бинокль – это памятник, с стилизованным пламенем красного цвета на своей верхушке, визуально подходов к нему я не увидел – дорога уходит снова в лес ,там мокро и грязно к памятнику по прежнему нет явных троп… Идем все же по дороге дальше на обочине видны старые столбы бетонные и как мне показалось что там был когда то ставок… Проходим это место, грузнем в грязи, ботинки проваливаются по щиколотку в грязь, скачем как сайгаки по лужам) Лес все тот же – гонкий с толстыми старыми деревьями…Дорога петляет дальше, понимаем что огибаем основной хребет и что если идти по дороге то можем уйти куда не туда куда нам надо… Останавливаемся отдыхаем, принимаем решение сойти с дороги, чтобы снова найти ориентир.
Сходим с дороги, поднимаемся снова вверх, идти тяжело вышли наверх, но просвета не обнаружили место очень заросшее, старые трухлявые сосны валялись под ногами и стояли наклонившись, не очень приветливое место с зарослями терна, шиповника земля изрыта толи свиньями, толи «пикальщиками», мы в тупике - что делать дальше, усталость берет свое – идти по дороге это одно, а грести по чаще без ориентира это другое. Нас начинают одолевать сомнения… Может вернуться??? Спуститься на дорогу? Чтобы пройти по ней и посмотреть куда она выйдет? Прошли по склону вдоль дороги, слева вверху блеснуло голубым цветом небо, идем туда). Видна поляна, идем вперед - прорываемся через стену каких то колючек, и выходим на поляну, нас снова обдает солнечным жаром, топаем по высокой траве. Тут понимаем, что мы вышли аж на второй гребень этого хребта, Арпатская долина (урочище Кушель) для нас скрыта первым гребнем, ну что ж надо передохнуть, для этого ищем тенек , справа скалы в зарослях выглядывали на нас своими вековыми очертаниями, проходим мимо них и входим снова в лес, этот лес старый запутанный, «кабаний», присели под старой, снизу уже трухлявой сосной, есть не стали так как особо не было настроения , но от чаю мы не отказались )))Наша моршинская минералка уже подходила к концу- что такое полтора литра на такой жаре, да еще при такой интенсивной работе …поэтому как всегда к стати пришелся наш термос с чаем с песочным печеньем, они придали нам сил… Пока пили чай прикидывал - как же ш нам идти через эти чигиря, недалеко от нас что то «пырхнуло», это место тоже было порытое. Забыли взять с собой "поджопники", поэтому на непонятных землях сидеть не хотелось пришлось сидеть на корточках))) не охота что б что-то заползло куда-нибудь))
Попив чаю, идем дальше, петляем вдоль валунов и деревьев, выдерживаем общее направление к вершине Эмулы Каи на запад, которую приметили, когда проходили по последней поляне… и поднявшись чуть выше вышли к натоптанной тропе которая шла как раз в нужную нам сторону увидев маркировку на деревьях я понял, это туристический маршрут- вот удача) Движемся по нему) тропа нахоженная , но свежих следов не увидел, за то пластиковые бутылки явно указывали что люди тут точно когда проходили) Слышим звук мотора, сначала думали, что это машина едет по той дороге где до это шли мы, но звук нарастал и стал ближе, пронесся мимо нас, над макушками деревьев. Из за деревьев было не ясно что там такое летит, видимо это был какой то старый кукурузник на вертолет не очень похоже) Идем дальше- выходим на первую гряду со скал которой видно всю долину и весь наш пройденный путь…
Отроги г. Емула Кая (982 м. над уровнем моря)

Арпатская долина тянется к самому морю

Где то там у моря Пастушья Башня Чабан Кале

Все зелено кругом, на сколько хватает обзора
Фоткаемся  и радуемся, что нашли дорогу) Идем вперед, слева от нас находим старый деревянный квартальный столб изъеденный насекомыми и продырявленный дятлами)
Очень старый квартальный столб лесоустроительной сети
Кто то же его ставил тут, цифр на нем не сохранилось… Маршрут петляет то по лесу то по горным полянам с скалами нависающими над Арпатской долиной, перепрыгиваем через поваленные деревья, спускаемся в расщелины скал на которых греются вездесущие ящерки) Интересно наблюдать с этих скал за лесом который находится под их карнизами , подходишь осторожно и смотришь классно так, жаль что фотография не передает всего того что видит наш глаз… идем дальше по маршруту  на одном из деревьев видна табличка что это маршрут идет на Верхний Кокасан, я там не был) и это в другой стороне от той куда нам надо)На огромном поваленном дереве решили сфоткаться )очень круто получилось) Скалы тут известковые, поднимаемся на одну из вершинок на которую поднимается белая от камней тропка, вдоль склонов растут белесые травы. Отсюда видим еще одну вершину на которой виден толи триангуляционный пункт, толи еще что то – возможно памятник, ведь это места партизанства Мокроусова, выдираемся наверх на пониженной скорости язык снова на боку) Усталость снова навалилась на нас  ступни ног горели…
Памятные места
На этой горке сразу три памятника и все партизанам – это гора имеет название Сахарная Головка, на этом месте был НП Ичкинского партизанского отряда, эта высота имеет очень выгодное месторасположение, Арпатская долина как на ладони и Белая скала и Тайганское водохранилище видны отсюда, высота над уровнем моря согласно данным на памятнике составляет 924 метров над уровнем моря.
Памятников тут не пересчесть
Кроме того отсюда виден перевал Гороча, через него шла дорога старая средневековая дорога на Карасу базар (Белогорск), то есть все подступы видны.
Во время войны немцы пытались взять эту высоту, т.к. видимо партизаны очень досаждали им. Высоту они так и не взяли потеряв при этом человек 40, партизаны при обороне потеряли человек 10. Что сказать: выгодная позиция - это хорошее дело)
И снова на заднем плане квартальный столбик
На памятнике есть книга памяти- блокнот в синей пластиковой папке которая спрятана в старом жестяном почтовом ящике, мы тоже отметились в этом блокноте…
Книга Памяти
Попив чаю, спускаемся вниз, ориентир на проселочную дорогу, спуск со склона был достаточно скользким пару раз я чуть не навернулся) Вышли на тропку) Через маленькие лески и полянки движемся дальше очень душно и жарко, хочется снова пить и может есть… Шли мимо гигантских лопухов и лесных подорожников.
Пот льется с нас ручьями) мы решили попит чайку, снова нашли тенек и присели там) Отдохнув и посидев на тропе, чтобы не сидеть в высокой траве и нас не атаковали насекомые - запах пота и так привлекал к нам очень много всяких мух и жучков)
Встали и идем – развилка, дорога уходит влево вниз тропа прямо, идем вниз по дороге, трава по грудь, дорога спускается круто вниз и идет через лески и полянки, в лесках снизу виднеется мрачный старый лес, с деревьями-волками…  Очень интересные места, старые дикие и хранящие не одну историю…
Панорама ущелья
Выходим на открытые просторы, дорога петляет где то внизу, решили идти напрямки по полянам, в районе перевала обратили внимание на группу из трех человек, достал бинокль – точно три туриста с рюкзаками, молодые пацаны, еще раз убеждаюсь, что оптика в лесу очень хорошая вещь) Идем через заросли дикой груши , нам как раз в ту сторону где были эти туристы.
На пути как показалось что-то перепахано, свиньи? Подходим ближе это подкормочная площадка - бакай с водой, старый солонец, и посев с молодыми всходами кукурузы… Подходим к этим пацанам, поздоровались, три молодых парня, ведут себя дружелюбно, с рюкзаками и карематами, пешеходными палками на головах банданы, идут с Верхнего Кокасана в Зеленогорье и хотят пройти по Панагее, мы им указали путь и пошли дальше. Дорога продолжает быть накатанным проселком даже кажется что сюда ездят машины, постепенно выходим к скалам, выходим на край чтобы осмотреться, все правильно тропа справа идет в том направлении куда нам нужно) дорога превращается резко за поворотом в тропу, справа нависают скалы, слева обрыв Арпатской балке, ноги жжет, пот пропитал все что на нас есть. Я снял футболку, иду загораю. В предвкушении скорого конца маршрута шли быстро, и силы стали покидать нас. Остановились чтобы вместе сфотографироваться, пока настраивали таймер я чуть не упал, не могу уже стоять на ногах ступни горели огнем – сфоткались, идем вперед , тут я понял, что справа от нас внизу должна быть уже старая дорога из Приветного в Белогорск, поднялись краю обрыва и перед нами открылся вид петлявший в долине дороги на которой между деревьями что то ехало и кто - то там шел )
Спускаемся на тропу, идем в направлении г. Куроча, тропа имеет опорные стены – это нас удивило. Остановились в теньке, просто упали в теньке, горячий чай дает нам силы. По ходу встречаются старые следы костров значит тут еще и ночью кто то «ползает»)
Хочется уже спуститься быстрее вниз…
Юго-западная часть Кушели
Вышли на седло у подножия г. Куроча, тут тропа разделяется – прямо превращаясь опять в проселочную дорогу уходит в сторону с. Приветное, в сторону Арпатской балки же уходит еле заметная «козлиная тропа», свернули на нее. Идти уже трудновато сильно жарко, солнце жжет нещадно наши тельца. Кажется неимоверным то, что мы прошли весь этот путь.  Самое главное в самый трудный момент не отказались от этой затеи и не вернулись в самый трудный момент нашего пути.
Ноги идут на автомате, какие либо мысли отсутствуют в голове. Тропка упорно не хочет спускаться вниз, а петляет по склонам,
И вот решительный спуск вниз к реке, шум воды, продираемся через колючки, местами едем на жопе, уже все равно лишь бы быстрее спуститься вниз) Главное не упасть в самом конце пути… все обошлось, мы спустились…
Умываемся в шумных водах Арпатского источника, вода так и манит упасть в нее, опускаю голову под струи и становится легче)
Вдоль ручьев, не щадя ботинок, пришли в Зеленогорье, наш путь закончен - усталые и довольные мы вернулись домой, предварительно бултыхнувшись в море – вот это просто кайф, в дороге мы только и мечтали о том чтобы выпить холодного лимонадика и упасть в море)
Посчитав по карте решили, что по самым грубым подсчетам мы прошли 15 км. по этой классной пересеченной местности)