24.04.2016 г. ...Сегодняшний день был тёплым и солнечным, видимость прекрасная аж до Аю Дага просматривались все как на ладони.
Встречаем местных жителей , которые собирают тут бут (дикий камень) для стройки, они нам примерно объяснили как проехать, но весьма скептически оценили наши шансы на успех. Из их рассказа я понял что этой дорогой не часто пользуются, поэтому они слабо представляют сегодняшнее её состояние. Это не беда, узнаем сами, на собственном опыте. Проехав по дну ущелья дорога берет круто влево и тут же начинаются промоины не то чтобы они были какими то жуткими, но все же заставили поднапрячься. На самой дороге сухо луж нет, поэтому машину даже на крутых уклонах не сносит.
|
Впервые увидев эту кладку решил что это остатки какой то крепостной стены. |
|
Тут начинаются опорные стены серпантина "33 поворота" |
|
Строители этих дорог теперь неизвестны. В самых крутых местах опорные стены начали рушится |
Доезжаем до тех самых 33 поворотов, которые представляют собой каскад поворотов под 180 градусов, с старинными опорными стенами похожими на крепостные, на без растворной кладке, либо же от времени раствор вымыло дождями...
|
Еще одна "Подковка" |
|
Длинна виражей дороги с укрепленными стенами достигает 100 метров на каждом уровне. |
|
Лесной пион |
|
Сосны красавицы |
Эти повороты весьма круты и трудновато в них вписываться с первого раза. Потихоньку шкребемся все выше и выше, перед нами открываются прекрасные виды этих замечательных балок поросшим старым гонким лесом. Сейчас весна и не все деревья выкинули лист, поэтому северные склоны более зелёные, что создаёт подобие камуфляжа на горных кручах) Под самым верхом часть опорной стены обвалилась она дорогу ниже, сам поворот размыт и торчат скальные выступы, придётся рисковать, мы забрались слишком высоко разворачиваться негде, поэтому только вперёд... С пробуксовками выезжаем на ещё один этаж дороги.... Вокруг цветут розовые пионы, воздух свеж...и вот мы у цели зеленый перевал снизу подстилают сочные травы, многолетние сосны шумели своими ветвями приветствуя нас. В седле перевала развилка дорог, налево дорога уходит на Верхний Шелен и кашель, вниз дорога идёт на Поворотное. Поднимались мы где часа 2 и успели проголодаться а это значит привал и обед. Взгромождаемся на гребень скального карниза и трапезничаем оглядывая окрестности на все 360 градусов ,это настоящая крымская яйла, высота более. 600 метров над уровнем моря.
Вот выдержки из статьи «Средневековые
дороги юго-восточного Крыма как памятник истории»:
«… Впервые эта
дорога, хотя не совсем топографически верно, обозначена на генеральной карте
1842 года. На верстке 1893 года дорога показана как «удобная». Шла она от
Чермалыка (ныне не существующее селение в пределах Поворотного), через не
обозначенный на карте перевал, к Шелену (Громовка). Так эта дорога показана на
картах, но при обследовании на месте видно, что основное ее твердое полотно
после перевала Нижний Шелен по яйле поднимается на северо-восток на перевал
Ворон (Сарбениш-Богаз), где потом сливается в вышеописанную единую сеть. Это немаловажная
деталь для установления хронологических рамок постройки.
Дорога
на Нижнешеленском перевале хорошо нивелирована, скальные выступы аккуратно
подрублены и подтесаны, полотно, неоднократно подсыпанное крупной щебенкой и
уплотненное, имеет ширину от 2 до 3 м. Главной особенностью этой дороги
является конструкция подпорных стенок, которая больше всего походит на
конструкцию средневековых укреплений.
В
высоту подпорные стенки достигают впечатляющей величины: от одного до трех
метров – на участках поворотов и естественных оползней, до четырех метров – на
крутом Нижнешеленском перевале. Длина подпорных стенок также различна. Самая
длинная – почти 100 метров - подпирает полотно в наиболее сложном и обрывистом
участке перевала, где дорога, чтобы сбросить угол наклона, проложена в виде
серпантина.
С
правой стороны скала тщательно подрублена, с левой – сооружены крепиды, полотно
дороги расширено искусственными подсыпками. Внешний осмотр позволяет сделать
вывод, что кладка сделана без связующего раствора, насухо, на что указывает
плотная подгонка плит друг к другу и заделывание небольших пустот более мелким
камнем. Впрочем, нельзя исключить, что возможный глиняный или
известково-песчаный раствор вымылся с течением времени, и следы его можно
обнаружить лишь при специальном исследовании.
Верхнее
полотно дороги состоит из хорошо утрамбованного щебня, который создает
впечатление примитивного мощения. На ровных неповрежденных участках полотна
заметны слабо выраженные колеи, что свидетельствует не столько о недавнем
времени строительства дороги, как о ее достаточно высоких технических характеристиках.
Это обстоятельство и некоторые другие строительные приемы, например, частое
наличие ступеньки, расширяющей основание, указывают на определенную связь этих
построек со средневековыми фортификационными сооружениями…»
На счет создателей дороги есть такие предположения: «…Наиболее
вероятными хронологическими рамками, в которых создавались эти дороги (если
исключить следы более поздних ремонтов) можно назвать X – XV века. В наиболее
популярном исполнении эти дороги называются «генуэзскими», однако нельзя
забывать, что генуэзцы в своей строительной практике никогда не выходили за
пределы приморских крепостей. При этом нельзя отмести тот факт, что дорожная
коммуникация перевалов создавалась единовременно и в довольно ограниченный
промежуток. Таким образом, мы вынуждены сузить хронологические рамки. Вероятнее
всего, подобное строительство было возможно в эпоху расцвета Солдайи XII –XIII
веков. В более поздних генуэзских документах Солдайя рассматривается не иначе
как с округой, то есть с некой ограниченной территорией, с устоявшимися
социально-экономическими связями и, естественно, своими коммуникациями.
Немаловажным является и то, что в XII-XIII веках в Европе происходила
своеобразная «дорожная революция» – от естественных грунтовок переходили к
строительству благоустроенных трактов.
С
другой стороны, в средневековье в юго-восточном регионе складывается
определенная национальная общность – Малая Армения, культурный расцвет которой
относится к XIII – XIV векам. Предположим, что в плодородной долине Мокрого
Индола располагался «Новый город Коксу», упомянутый в документах 1336 и 1358
годов. А топонимы Ай-Серез, Хашки, руины армянского храма и могильник конца
XIII – начала XVвв. на мысе Ай-Фока дают основание предполагать в этих районах
большие армянские поселения. Так что нашу дорогу можно представить связующим
звеном между землями, населенными единоверцами. Так или иначе, но дороги должны
стать объектом всестороннего исследования, и хотя бы в отдельных исторических
участках непременно должны быть отнесены к интереснейшим и охраняемым
историко-археологическим объектам…»
Кстати связь была вначале ущелья у самого села, потом во время подъёма не стало её, а на перевале отличная.
|
Взобравшись на перевал Нижний Шелен |
На самом перевале растет сосна крымская, дорога через сосну направляется на север, вниз по дороге слышно пение жаб, похоже на ставок, но на карте ничего...
|
Тот самый запустевший ставок |
|
Лютик крупным планом |
|
Целые поляны лютиков окружали нас... |
|
Тут кто то покопал... |
|
Гильза от немецкого карабина Маузер. Маркировка глазит следующее:что производитель данного патрона: Copsa Mica si Cugir (CMC), Румыния. Завод построен для
производства по лицензии чешской Zbrojovka Brno оружия и боеприпасов. |
|
Эхо войны. |
Решаем проверить, едем вниз доезжаем до огромной лужи, слева от которой старый заросший лопухом ставок, и внем резвятся лягушки, тут же родничок у которого разбросаны "трофеи" неизвестного пикальщика - железяки и гильзы после копа, далее на северо-восток туристическая стоянка с оборудованными кострищами, коих тут несколько, куча тсарых ржавых банок и прочекго мусора.
|
Старый деляночный столбик, когда-то тут была рубка... |
|
А вот и стоянки туристов |
|
Небольшой родничок |
|
Бездонное небо над перевалом... |
Туристы не обходят эти места стороной. кроме того на самом ставке в лопухах заложена пробная площадка обозначенная столбиком...тут опыляли Герань кроваво-красную какие ботаники)))
|
Надпись гласит следующее: "Экологический симпозиум МТ2016. Точка опыления Geranium sanguineum №6 |
Замечательный репортаж! Дорога - ух, зверь! Мы здесь проходили спустя 2 месяца, в середине июня (в Громовку мы спускались, а шли из Земляничного). Нижний Шелен восхитителен! И по этой дороге, оказывается есть любители проехаться не только на мотоциклах. Когда мы спускались, нам навстречу проезжали резвый уазик (469-й) и более степенный, не первой молодости Isuzu Trooper. Зачем они ехали туда так поздно (дело было к вечеру) - осталось загадкой.
ОтветитьУдалить